
Выставка «Ты рождён для великих дерзаний, вечно юный, родной комсомол!»
03 октября - 26 ноября 2025 года
История одной картины из собрания музея-заповедника
«Старая Ладога»
Комсомол (Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи) был главным молодёжным институтом СССР, выполнявшим двойную функцию. Для государства он служил инструментом идеологического воспитания, мобилизации молодёжи на крупные стройки и кадровым резервом для партии. Для советского человека комсомол означал обязательный этап социализации: вступление в него в 14 лет было ритуалом перехода во взрослую жизнь, открывало доступ к образованию и карьере, определяло досуг через стройотряды, клубы и общественную работу. Это был уникальный гибрид политической организации и социальной среды, сочетавший идеологию с реальными возможностями и романтикой молодости.
Выставка «Ты рождён для великих дерзаний, вечно юный, родной комсомол!» рассказывает удивительную историю появления в музее-заповеднике «Старая Ладога» целого комплекса произведений — картины «Приём в комсомол» и серии эскизов к ней. Всё началось летом 2020 года, когда во время ремонта в Староладожской средней школе была обнаружена большая картина. Учитель ИЗО, понимая возможную ценность предмета, обратилась в музей, и его сотрудники с интересом приняли работу на изучение. На холсте значительного размера (120 х 140 см) изображён важный момент советской эпохи: церемония вступления в комсомол. Трое мужчин и женщина, составляющие комсомольскую комиссию, внимательно смотрят на смущённую девушку с книжечкой в руках. Чтобы принять произведение в фонды, нужно было установить авторство. Ключом к разгадке стала едва заметная подпись в углу — «Сергиенко». Поиск привёл к заслуженному художнику России Анатолию Сергиенко (1946 г.р.) из Североморска, который в переписке подтвердил авторство и сообщил, что написал картину по заказу Художественного фонда РСФСР в 1982 году для одной из школ. Так произведение обрело название и автора. Кроме того, художник сообщил, что сохранились эскизы, раскрывающие весь процесс работы. Первые варианты, написанные в Североморске, значительно отличались от итогового решения: девушка стояла в более вольготной позе, а за окном простирался северный пейзаж с портовыми кранами. Эти варианты были представлены художественному совету и не были приняты, одной из причин стала «вызывающая» поза главной героини. Художник переработал композицию: на последующих эскизах окно сменилось дверью, поза девушки стала скромнее, а взгляды комиссии — добрее. Именно этот, утверждённый советом вариант, и был воплощён в большом холсте. Теперь эти уникальные свидетельства творческого поиска, преодолев более тысячи километров, воссоединились с картиной в музее, позволяя стать свидетелями рождения искусства и ощутить диалог между художником и временем.
Картина «Приём в комсомол» положила начало формирования коллекции живописи в духе соцреализма в музее-заповеднике «Старая Ладога».