Церковь святого Георгия XII в.
С 1 июня по 31 августа - ежедневно с 10.00 до 18.00.
С 1 по 31 мая и с 1 по 30 сентября - ежедневно с 10.00 до 17.00 (при допустимых погодных условиях).
Стоимость билетов
*Храм святого Георгия XII в. открыт с 1 мая до 30 сентября при допустимых погодных условиях.
Льготные категории гражданГеоргиевская церковь - памятник мировой культуры. Она среди тех немногих творений далекого исторического прошлого, которые являют собой завершенное единство традиций византийского и новгородского каменного храмового зодчества. Высота храма со световой главой 15 метров.
Храм построили по княжескому заказу для защитников Земли Русской. Было высказано предположение: в честь победы над врагами. Ближайшая из них, при датировании храма около середины XII века одержана новгородцами с ладожанами в битве со шведами в мае 1164 года под предводительством князя Святослава Ростиславича.
Здание строилось с чередованием рядов кладки из известняковой плиты и плинфы - тонкого прямоугольного кирпича, - на известково-цемяночном растворе, составленным в смеси гашеной извести с большим количеством кирпичной крошки. Фасады покрывались таким же раствором: полированная поверхность теплого кремового тона играла пятнами бурого цвета, придающими эффект мерцания мраморных плит. Для связки стен и конструкции сооружения в кладке и по всему периметру подкупольного пространства проложены деревянные внутристенные и воздушные деревянные связи.
Украшением храма служат аркатурный поясок по периметру барабана и зубчатый поребрик по сводам закомар и апсид. Впервые в практике реставрации новгородских храмов этого времени фасадные плоскости деревянных щитов окончин прокрыты слоем известковой обмазки, родственной стенам. Образчиком такого приема послужила подлинная окончина, снятая ещё в 1950-х годах и хранящаяся в Эрмитаже. Результат своеобразного «известкования» фасадной плоскости окончины оказался необычайно эффективным. Усилилось восприятие храма как цельного каменного монолита с кровлей, изначально обитой свинцом.
Все письменные упоминания о храме связаны с ремонтами, начиная с середины XV века. Много бед Ладоге принесли события смутного времени 1609-1617 годов, в том числе, и крепостной церкви, на которой «немецкие люди главу разломали и кровлю сожгли... И ныне, государь, в дождевое время тот храм каплет, и кирпич сверху сыплется, бес поделки, государь, быти тому храму немошно, и на поделку того храма по смете надобно десять рублев».
Нынешний вид храма намного приближен к исходному оригиналу по своим внешним параметрам. Но таковым его возродили усилиями огромного числа ученых и специалистов по реставрации. В начале XX века полтора метра его высоты находились под спудом «культурного слоя», в интерьере насчитывалось не менее шести полов разных времен, барабан был покрыт шатровой кровлей, а основной объем - четырехскатной. Западный портал прорублен на новую высоту, из южного дверного проема сделано окно, заложено большинство древних окон. Наконец, к церкви с западной стороны пристроена каменная паперть, а к ней – каменная колокольня. Во всем этом хаосе нагромождений разобраться было весьма трудно, тем более что подобная же участь наблюдалась и в большинстве других древнерусских церквей.На фоне перечисленных «ремонтов» можно с уверенностью говорить о втором рождении памятника руками реставраторов.
Интерьер храма крохотный, но, видимо, достаточный для воинской дружины. Сам князь со свитой поднимался на балкон по лестнице в толще западной стены. Ладожане полагают, что здесь молился перед битвой со шведами в 1240 году Александр Ярославович, прозванный за ту победу Невским. Впрочем, по летописи, ладожане были в составе дружины князя при битве на Неве, а в пристроенном с запада храма приделе 1867 года было устроено два престола, один из которых был освящен во имя святого Александра Невского.
На хорах по сторонам от балкона скрыты два небольших помещения с нишами в стенах. Помимо входа на хоры в юго-западном углу, напротив, в северо-западном углу видна небольшая каморка для атрибутов службы; небольшие ниши для тех же целей устроены за парой западных столбов на южной и северной стенах, а также в апсидах. В жертвеннике ритуальный стол оказался полым внутри, а по изысканиям, в специальных каменных ящиках этой зоны храма, в «ýгольниках», хранились угли для окуривания даров. Из-за малых размеров интерьера необходимый «ýгольник» устроили оригинально внутри каменного стола. Центральная апсида с престолом первоначально перекрывалась алтарной преградой - прообразом иконостаса. К центру этой архитектурно-живописной конструкции от внутренних граней столбов подступали деревянные парапеты, следы крепления которых на столбах хорошо сохранились. Наконец, при последней реставрации в интерьере открыт участок с древними полами, который законсервирован для обозрения. В первозданном состоянии пол храма представлял собой ровную заливку раствором теплого кремового тона. Добавленная в него крупная кирпичная крошка создавала эффект рисунка мраморных панелей с набрызгом мерцающих цветных прожилок. Имитации того же эффекта следовали и в обмазке фасадных плоскостей стен храма.
Экспозиция «Фрески храма святого Георгия XII в.»
Благодаря относительно хорошей сохранности первоначального облика и замечательным фрескам, церковь святого Георгия в Старой Ладоге занимает исключительное место в истории русского искусства домонгольской эпохи.
Вопрос о программе фресок остается областью загадок и реконструкций из-за фрагментарной сохранности памятника. Но сохранилась значительная часть именно тех композиций, которые составляют основу декорации, а именно - росписи алтарных апсид и барабана, большой фрагмент «Страшного суда».
Роспись барабана – единственный полностью сохранившийся участок. Купол занимает «Вознесение Господне». В его центре восседает на радуге Иисус Христос, окруженный фигурами восьми ангелов, которые несут сферу небесной «славы». В простенках окон барабана представлены восемь пророков. По сторонам от восточного окна барабана распложены фигуры царей-пророков Давида и Соломона – создателей Иерусалимского храма. Иерархическая значимость этих персонажей подчеркнута не только их расположением на востоке, непосредственно над алтарем, то есть в главной сакральной зоне барабана, но и постановкой их фигур, которые представлены фронтально.
Роспись алтарных апсид имела единую поярусную разбивку и была поделена на пять изобразительных регистров. Нижнюю часть занимает полоса полилитии или мраморировки – традиционного декоративного элемента, имитирующего мраморные панели, которыми во многих византийских храмах отделывали нижнюю часть интерьеров. Над цокольной декорацией проходит регистр медальонов, в которых помещались бюсты святителей. Выше регистра медальонов в центральной апсиде – «Служба святых отцов», одна из центральных сцен алтарной декорации.
Верхнюю часть боковых апсид занимают огромные полуфигуры архангелов Михаила в жертвеннике, Гавриила в диаконнике. Из всех сохранившихся в церкви фресок это самые крупномасштабные изображения, которые в полной мере дают представление о мастерстве написавшего их монументалиста. Изображения архангелов отделены от повествовательного цикла широкой белой полосой.
В жертвеннике находился цикл сцен, посвященных детству Богоматери или так называемый протоевангельский цикл. Сохранился один сюжет повествования – «Принесение даров Иоакимом и Анной», где изображены родители Богоматери, принесшие в иерусалимский храм очистительную жертву в виде двух агнцев за дарованное им дитя.
Диаконник был занят циклом деяний св. Георгия. Сохранилось только «Чудо св. Георгия о змие», которое, в силу своей великолепной сохранности и блестящего художественного исполнения, может считаться подлинным шедевром средневековой монументальной живописи. В нем сосредоточена вся значимость и смысловая наполненность культа этого святого. Акцент ставится не на воинском подвиге и поражении дракона копьем, а на его усмирении молитвой и спасении царевны.
В центральном подкупольном пространстве живопись присутствует на южной стене, где сохранились два фрагмента композиции «Крещение». Над «Крещением» шел ряд из трех фигур, чередовавшихся с двумя оконными проемами, а еще выше проходил фриз с медальонами. От этой части росписей сохранилась лишь фигура пророка Даниила и св. Агафон в медальоне.
В угловых арках под хорами сохранились полуфигуры св. Марии и свт. Николая Чудотворца.
Весь западный объем под хорами был отведен под развернутое повествование «Страшного суда». Сохранилась лишь его центральная часть с Богоматерью и Предтечей, обращающимися с молитвой к Христу, а также с восседающими на престолах апостолами и стоящим за ними ангельским воинством.
Из декоративных частей до нас дошли разные по параметрам участки мраморировок, располагающиеся по всему периметру церкви, и многочисленные орнаменты, присутствующие почти во всех окнах церкви.