Памятник архитектуры
Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь
Режим работы нужно уточнять у администрации монастыря.
Лен. область, Волховский р-н, с. Старая Ладога, 41А-006, 113
Время на осмотр
1 час
Доступная среда
Нарушения зрения (при условии сопровождения)
Нарушения слуха (при условии сопровождения)
Нарушения опорно-двигательного аппарата (при условии сопровождения)
Ментальные нарушения (при условии сопровождения)
В социальных сетях
Севернее Каменной крепости, на левом берегу Волхова, раскинулся женский Успенский монастырь. Его обнесенная кирпичной оградой территория включает десяток каменных и деревянных строений. Отметим Крестовоздвиженскую церковь, построенную вместе с больничным корпусом около 1862 г. известным архитектором А.М. Горностаевым в старорусском стиле. Предполагают, что на месте этого храма, на мысу, образованном протекавшим здесь ручьем Грубица (ныне засыпан) и Волховом, существовало древнее поселение - возможно, один из центров Ладоги, а затем был устроен монастырь Симеона Богоприимца.
В период Смутного времени не обошла беда и Успенский монастырь. В царской грамоте 1621 г. новгородскому воеводе князю Мезецкому сообщается, что «в прошлом 125 (1617) году, как нам немецкие люди Великий Новгород с пригороды отдали (по Столбовскому миру -А.К.) а они-де (монастырские сестры - А.К.) от немецкого разоренья скиталися меж двор и кормилися христовым именем, и по нашему указу велели им в тот (Успенский - А.К.) монастырь прибегати и монастырь строити и сестер сбирати и вотчинкою владеть по прежнему. И она-де старица Акилина (настоятельница - А.К.) каменный храм покрыла и Божья милосердия образы и книги и всякое церковное и монастырское строение устроила собрав вклады и сестер, и собрала в тот монастырь 23 старицы». Для сравнения отметим, что в конце XIX в. в монастыре находилось около 200 монахинь.
В XVII в. обитель была избрана для заточения (с 1718 по 1725 г.) бывшей царицы Евдокии Федоровны Лопухиной, первой жены Петра I. В монастыре был размещен военный караул, запрещался вход прихожанам, было приостановлено пострижение новых послушниц.
От внешнего мира святую обитель, ставшую тюрьмой для отвергнутой, ограждал двойной тесовый палисад.Главная достопримечательность монастыря - Успенский собор. Время его сооружения установлено недавно в ходе реставрационных работ (руководитель и автор проекта И.Л. Воинова). На одной из подпружных арок был обнаружен прорезанный по раствору геральдический знак Рюриковичей, принадлежавший, как удалось выяснить, князю Ростиславу Мстиславовичу, княжившему в Новгороде в 1154 и в 1157 гг. (в 1158 г. «на столе» в Новгороде остался его сын Святослав). В это время, то есть в 1157-1158 гг., очевидно, и строили церковь2'. Судя по тому, что знак встречен в единственном числе, и сам князь, согласно летописям, ни в Новгороде, ни в Ладоге ничего не строил, заказчиками могли быть посадник и посадские люди. Косвенно это подтверждается тем, что Успенская церковь строилась, возможно, как приходская, а не монастырская. В качестве монастырской она упоминается впервые в документе около 1500 г., и тогда рассматривалась как центр Богородицкого конца.
Успенский собор полностью сохранился. В 1958-1960 гг. он был освобожден от более поздних пристроек, при этом выявилось строгое членение его фасадов плоскими лопатками, что соответствует его кресто-во-купольной конструкции. Понятие о размерах собора дают следующие цифры: длина около 18 м, ширина - около 14 м, высота более 19 м. Вместить он мог не один десяток людей. Здание было четырехстолпным, трехнефным, одноглавым, трехапсидным; барабан увенчивался куполом со шлемовидной главой. Два из трех его входов имели притворы, а с запада в более позднее время была устроена паперть. В толще западной стены помещалась лестница на хоры. Стены собора были расписаны. Архитектурные особенности Успенской церкви роднят ее с Георгиевской и другими церквями, построенными в Ладоге в середине XII в. Георгиевский и Успенский храмы - редчайшие сохранившиеся на северо-западе России культовые сооружения XII в.
Полагают, что Успенский собор - сооружение этапное. Он был первым воплотившим в себе архитектурные особенности нового типа приходского храма. Последующие церкви, воздвигавшиеся в Ладоге, ему подражали.
(из книги "Старая Ладога Древняя столица Руси")